Махлин Марк Давидович

...

Память о друге. В.НОРВАТОВ. г. Санкт-Петербург. Журнал Аквариум 2000 №4.

В июле этого года российские аквариумисты потеряли одного из старейших своих коллег. Умер Марк Давидович Махлин. Инфаркт.

Махлин прожил большую жизнь, не дожив до семидесяти одного года всего десять дней. Он родился в Ленинграде в семье партийных работников. Как многие в стране, на себе испытал трудности и беды тех лет. В тридцатые годы его родителей подвергают репрессиям и всю семью высылают далеко из Ленинграда. Ему не было двадцати, когда он потерял родителей. В начале пятидесятых Махлин вновь возвращается в родной Ленинград, оканчивает университет и затем работает в школе учителем истории.

С ранних лет его интересовала живая природа, особенно жизнь водоемов. Аквариум становится серьезным увлечением. После войны в стране осталось мало декоративных рыбок и еще меньше растений. Из-за большой занятости в школе времени на аквариум совсем не оставалось. По совету своего друга по увлечению А.Панкова Марк Давидович стал заниматься коллекционированием и выращиванием водных растений. Однако просто разводить уже известные и распространенные растения его постоянно ищущей натуре вскоре стало неинтересно. Ведь в то время декоративная водная флора в аквариумах любителей была представлена всего-то двумя-тремя десятками растений.

Фото М. Махлин на вечере встреч в клубе НЕПТУН
Фото М. Махлин на вечере встреч в клубе "НЕПТУН"

Махлина всегда влекло исследование неизвестного. Это привело его в ленинградский Ботанический сад Академии Наук. С помощью здешних сотрудников ему удается завязать связи с зарубежными поставщиками тропических водных растений. Во многом этому способствовала и изменяющаяся ситуация в стране. Знание немецкого языка позволяет Марку Давидовичу переписываться с любителями и профессиональными ботаниками Германии, Швеции, других европейских стран и США. Среди его зарубежных корреспондентов - такие громкие имена, как А.Вендт. Г. Аксельрод. де Вит.

С1955 года вместе с другими любителями аквариума Махлин регулярно устраивает в Ленинграде выставки аквариумных рыб и растений. Тысячи посетителей с большим интересом любовались подводным миром комнатных водоемов. Детские воспоминания об этих выставках очень прочно сохранились в моей памяти. Многочасовое стояние в очереди не отвратило желания увидеть какую-нибудь диковинную увирандру. Там же экспонировались неоновые рыбки, которых впервые в стране развел Валериан Иванович Ламин, и их можно было купить; правда цена в 120 рублей была совершенно недоступной даже для моих сравнительно неплохо зарабатывавших тогда родителей.

Как ученый и педагог Махлин понимает, что поддержание, а тем более развитие интереса людей к аквариумисти-ке возможно только при определенных знаниях. А книг по аквариуму катастрофически не хватало. Старые издания Н.Золотницкого и И.Набато-ва, как библиографическая редкость, для широкого круга любителей были недоступны. Да и многое, о чем писали эти корифеи, к сожалению, устарело. В Москву и Ленинград изредка попадали интересные современные книги Г.Фрея, но их мизерный тираж и немецкий язык погоды не делали. Великолепная книга Ф.Полканова "Подводный мир в комнате", вышедшая в 1956 году, в большей мере была ориентирована на детей. Еще была книга Герда "Аквариум в школе" (1953) и "Комнатный Аквариум" издательства Московского университета (1959). Вот и весь арсенал, так сказать, аквариумных знаний тех времен.

Именно тогда начал проявляться талант М.Махлина как писателя. Его наблюдения за водными растениями и рыбами становятся основой его первой серьезной книги по аквариуму "Занимательный аквариум" (1966 год). Немыслимый для Запада тираж в 200 тысяч экземпляров расходится по нашей стране в считаные дни. В шестидесятые годы стараниями Махлина у любителей аквариума появляются десятки новых растений. Среди них такие редкие виды, как Вагclaya. В мягкой, чистой в те времена невской воде, очень похожей на воду Амазонки, водоемов Юго-Восточной Азии, все росло превосходно.

Было бы неправдой сказать, что интересы Марка Давидовича замыкались только на водных растениях. Его волновали и рептилии, и водные насекомые, улитки и другие жители водной среды, результаты пытливых наблюдений за которыми были отражены в новых печатных работах. Много неизвестного читатель узнал из книги "Амурский аквариум", главным героем которой стала дальневосточная "русская Амазонка".

Наряду с работой над книгами Махлин продолжает собирать аквариумные растения и наблюдать за ними. По его советам и просьбам знакомые привозят из-за рубежа все новые и новые виды. Иногда это совершенно неизвестные растения, взятые прямо из дикой природы. Его переписка с известнейшими ботаниками мира служит богатым источником биологических новостей.

К тому времени множество любителей аквариума заражаются содержанием растений в аквариуме. В Ленинграде работают несколько клубов аквариумистов. Особенно популярен был тот, что располагался во Дворце культуры им.Ленсовета. На его "четвергах", особенно в те дни, когда со своими сообщениями выступал Марк Давидович, иногда собиралось до сотни человек. На эти лекции он всегда приходил не с пустыми руками. До семидесятых годов рыночные отношения у ак-вариумистов-растениелюбов как-то не были популярны, и Махлин старался поделиться новинками. Это было очень правильно - ведь чем шире рас- пространялось среди любителей трудное в содержании и разведении новое растение, тем больше было шансов, что оно закрепится в культуре.

Клубные встречи были полезны всем. Махлин очень активно участвовал в обмене опытом. Помню, с каким интересом он выслушал меня, тогда совсем еще зеленого аквариумиста, с каким вниманием отнесся к моим наблюдениям за случайным цветением банальной теперь Ciyptocoryne affinis. Все это аккуратно собиралось, обобщалось и анализировалось им, воплощаясь потом в журнальные статьи и книги по аквариумистике.

Конечно, Махлин много пишет и по своей основной профессии - педагогике, защитив кандидатскую диссертацию. Но большую известность в стране он имеет все же как автор книг о природе. Его аквариумные книги только на русском языке издавались общим тиражом почти в миллион экземпляров.

Эти труды не похожи на обычные руководства по содержанию аквариума. В них описывается множество историй, связанных с открытием новых растений и рыб. В доступной и увлекательной форме автор рассказывает о научной систематике животного и растительного мира. Иногда его догадки даже опережали последующие научные открытия. Свои книги он писал без черновиков и поправок в рукописях, вероятно тщательно обдумав все в душе и многократно пропустив через сердце.

Его последняя прижизненная книга "Аквариумный сад" - одна из лучших в своей области. Еще несколько готовятся к изданию, но, к сожалению, автор их уже не увидит, равно как и ту рукопись, которую он закончил буквально за несколько дней до кончины.

Теперь Марка Давидовича нет с нами. Но множество новых растений, трудами этого человека ставших обычными обитателями подводных комнатных садов, станут лучшей ему памятью. И, конечно, книги, которые еще для многих поколений аквариумистов будут напоминать об этом удивительном, добром, увлеченном и великом любителе аквариума.

Posted in Личности 25 Jan 2012